Стр. 10 - 1

Упрощенная HTML-версия

везли на мелкой посуде. Еще писал о том, кто и чем торговал в Коле. Дневник этот был после у внука Александра – А. Попова», –
рассказывал Иевлев.
Известно, что за свои заслуги долгого и благочестивого служения о. Александр Попов был награжден набедренником, скуфьей,
камилавкой, наперсным крестом, полученным от Святейшего Синода, золотым крестом для ношения, поднесенным духовенством 1-го
Кольского благочиния в 1898 г. в день 50-летия служения Церкви, а также орденом Св. Анны III степени, орденом Св. Владимира IV
степени, наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте, бронзовой медалью на Андреевской ленте в память о русско-турецкой
войне 1853-1856 гг., серебряной медалью в память о Николае I, серебряной медалью в память об Александре III.
«Отсутствие уверенности… в оседлость»
У о. Александра было много детей и внуков. Немало близких кольского священника связали свою жизнь с Церковью. Сыновья
Сергей и Александр служили священниками (первый в Печорском уезде, второй в Архангельском уезде). Еще один сын, Иосиф, служил
дьяконом в Шенкурском уезде. А старший сын, Николай Александрович Попов, с 1874 г. работал псаломщиком в Пазрецком приходе.
Один из внуков, Александр Николаевич Попов, с 1902 г. был псаломщиком в Кильдинском приходе, в 1902-1906 гг. - учителем в мест -
ной школе грамоты; в 1919 г. коляне избрали его гласным Кольской
городской думы
.
Священником Кильдинского прихода в течение
многих лет, начиная с 1901 г., служил Александр Николаевич Голубков, муж Афанасии Николаевны, внучки о. Александра.
Пустив корни на Кольском Севере, о. Александр сокрушался, что многие приезжавшие священнослужители не собирались за-
держиваться здесь надолго. Видя, как поселившиеся на землях Мурмана лютеранские колонисты с любовью возделывают северную
землю и занимаются скотоводством, о. Александр проводил параллели с православным причтом, не желавшим заниматься сельским хо-
зяйством из-за «отсутствия уверенности в продолжительную оседлость на приходе». Поэтому, с сожалением замечал А. Попов, «усло -
вий для более или менее скорого перемещения… здесь много».
«Как пример для благочестия и богоугодной жизни»
Превыше физического труда о. Александр почитал труд духовный. В 1907 г., уже выйдя «за штат», он опубликовал в «Архангель -
ских епархиальных ведомостях» (№ 13) статью, в котором рассказал о существовавшем в Коле до середины ХIХ в. женском ските.
Скит возник в часовне преподобного Трифона Печенгского. По мнению А. Попова, традиция женского общежительства могла
зародиться в Коле еще в пору существования Кольско-Печенгского монастыря (1590-1764 гг.). В часовне проживало несколько стару-
шек, занимавшихся богомолением и рукоделием (в 1854 г. их было около пяти). Внутри часовни стояла русская печь, вдоль стен разме -
щались лавки. Содержалась община подаянием местных жителей, которые несли сюда хлеб, рыбу и другие продукты, прося взамен по-
минать умерших родственников и знакомых. Печь в часовне тоже отапливалась усердием рядовых колян и приходской общины. Бого-