30
Окт
2019

День памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий

Расколотое сердце

30 октября прошлого года в Коле открыли памятник жертвам политических репрессий. Год спустя надтреснувшее каменное сердце, обвитое колючей проволокой, уже окружено сквером. Летом здесь построили тротуары, ограждение, высадили деревья. Сквер стал местом отдыха, местом встреч, сюда будут приходить дети, чтобы прочесть слова горькой правды, оседающей в сердце и не позволяющей поступать против совести. Собственно, для этого и ставят памятники – чтобы не забывали.

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, у памятника вновь собрались коляне во главе со Светланой Чукаревой, главой Колы. С гвоздиками в руках пришёл настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы иерей Тарасий Лихина, сотрудники Межпоселенческой библиотеки, общественники, родственники репрессированных.

— Сегодняшний день – печальная дата, вошедшая в нашу жизнь, — обратилась к горожанам Светлана Владимировна. – Знать… Не забыть… Осудить… и Простить… Это слова Натальи Солженицыной, высеченные на камнях у «Стены скорби» в Москве. Это наказ нам, чтобы мы, помня о прошлом, не допустили массовых репрессий, гибели и страдания людей.

Сегодня необходимо говорить о том, что от массовых репрессий пострадало всё наше общество. Нравственные и физические страдания коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких – отцов, матерей, жён, детей. Урон понесли целые сословия: дворяне, казаки, священнослужители, крестьяне, интеллигенция, рабочие. Но историки сегодня делают вывод, что репрессии 1937 года были, прежде всего, направлены против Русской Православной Церкви. Среди тех. кто в годы лихолетья оказался в поле зрения советских властей, были, прежде всего, наиболее уважаемые и пользовавшиеся непререкаемым авторитетом у верующих священнослужители. Против священников, истово отстаивавших незыблемые основы православной веры, права своих прихожан на её свободное исповедание, выступавших против закрытия храмов, построенных в своё время тщанием местного населения, власть развернула бурную карательную деятельность.

— Священство действительно искореняли как сословие, тысячи священнослужителей были отправлены в ссылки, лагеря, были расстреляны, — обратился к собравшимся отец Тарасий. – И наш Кольский Благовещенский храм – не исключение. Здесь я вижу Ольгу Васильевну, внучку Владимира Обнорского, священнослужителя нашего храма, подвергшегося репрессиям и гонениям. В притворе нашей церкви установлена памятная доска Константину Мелетиеву, настоятелю нашего храма, в 1937 году расстрелянному за веру. И сейчас вы поминаем их как новомучеников Российских, которые молятся за нас, за нашу страну.

Как рассказала собравшимся ведущий библиотекарь Межпоселенческой библиотеки Татьяна Авдеева, по данным комиссии по реабилитации при президенте Российской Федерации безвинно репрессированных – миллионы, и значительное число их не было учтено. По сохранившимся документам только в период с 1921 по 1953 год в СССР были репрессированы 4,6 млн человек. Замученные в концлагерях, на лесоповалах, сосланные, расстрелянные по скорым «судам тройки» или без суда и следствия лишённые жизни с лживой формулировкой в личном деле «десять лет без права переписки». Мы знаем о них из книг, до глубины души потрясающих и заставляющих на день сегодняшний смотреть другими глазами. Те, кто прочёл «Жизнь – сапожок непарный» Тамары Петкевич или «Сколько стоит человек» Евфросинии Керсновской, понимают, о чём я говорю.

У каждого, кто пришёл в тот день к памятнику в Коле, – своя семейная история и своя незаживающая сердечная рана. 95 кольских семей пострадали от политических репрессий. Анна Михайловна Фролова, коренная колянка, поведала нам историю своей семьи. Она выразила благодарность землякам за то, что они собираются у этого памятника и вспоминают дедов, отцов и братьев, судьбы которых были варварски искалечены бездушной тоталитарной системой.

— Дом наш стоял вот здесь, — показывает рукой Анна Михайловна. – Вот на месте этой девятиэтажки. Это был дом четверых братьев Шабуниных. Все четверо пострадали от репрессий, их семьи остались без кормильцев.

В Кольском районе лагерь начинался с Колы, сюда привезли первых заключённых, которых потом отправили в Мурмаши на строительство ГЭС. В нечеловеческих условиях эти люди построили Нижнетуломскую ГЭС, снабжавшую Мурманск электричеством. Да и вся инфраструктура города-порта построена руками заключённых. Семь тысяч ссыльных трудились на строительстве Мурманска.

В память обо всех погибших, замученных, искалеченных за свою веру, за свои убеждения зажгли лампадки и возложили цветы. Белые и алые гвоздики легли к памятнику — символу несломленной воли и непреходящей сердечной боли.

Виктория Липинская

Фото автора

 

 

Leave a Reply