14
Ноя
2018

Путь в жизнь вечную

Путь в жизнь вечную

С сожалением приходится констатировать, что в нашем так называемом цивилизованном обществе всё меньше остаётся места для доживающих свой век стариков. Они не вписываются в глянцевую философию модных журналов. Живи легко, не задумывайся, бери от жизни всё – кричит телевизионная реклама. И всё чаще возникают разговоры о домах престарелых, об эвтаназии для неизлечимо больных людей.

Эвтаназии для кого? Для наших родителей, которые ухаживали за нами, когда мы сами были беспомощными младенцами?А теперь мы готовы сдать их в дома престарелых, с глаз долой? Да ведь они сами скорее жизнь отдали бы за нас, чем бросили на произвол судьбы! И, кстати, родители – это люди пожившие, повидавшие в жизни немало, накопившие житейской мудрости и готовые поделиться ею. Но чтобы постичь эту мудрость, иногда приходится ухаживать за своими стариками, беспомощными, капризными как дети, порой невыносимыми. Они плачут ночами как бессмысленные младенцы, иногда они уходят из дома и теряются, они пачкают дорогую мебель и портят евроремонт. Но это ещё что! Иные сыплют проклятиями в бессознательном состоянии! Бывают упрямы и злобливы, а бывают тихи и безропотны. Они разные, но они наши. И их нельзя бросать на чужие руки, отказываясь от сыновнего долга. Вместе с настоятелем Благовещенского собора г. Кола иереем ТарасиемЛихина мы вспоминали Пятую заповедь и говорили о том, как в наше время оставаться людьми, несмотря ни на что.

— Отец Тарасий, ухаживать за больными родственниками значит отдать долг любви?

— Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».Господь обещает долголетие тем, кто почитает отца и мать. Но лично мне в Вашем вопросе не очень нравится слово долг. Это похоже на выплату по кредиту. То есть родители в нас как в банк заложили своё внимание, заботу, а мы обязаны вернуть с процентами как добропорядочные люди? Формально как бы всё правильно: нам дали, мы отдаём. Но без любви не может быть исполнена эта заповедь. Мы не в банке, и юридические отношения здесь неуместны.

Но если в сердце есть любовь, ты не можешь быть равнодушен, когда твои близкие люди страдают. С возрастом родители становятся как дети, и мы с ними меняемся ролями, потому что впору их на руках носить. Не хочется? Конечно, не хочется. Не хочется видеть родителей беспомощными, слабыми, больными. Не хочется тратить силы и время на возню с родителями. Но ведь и родителям порой не хочется тратить время и силы на детей. Особенно в молодом возрасте. Многие, не желая менять свой образ жизни, оставляют ребёнка бабушке или нанимают нянек.

Ничего хорошего из этого не выходит. Возникает дистанция между детьми и родителями. Такие дети часто потом заявляют: я бабушку больше люблю.  А няня? Разве она будет любить ребёнка как родители? Сейчас в интернете столько роликов на этот счёт – о нянях, издевающихся над своими подопечными. Впрочем, есть и другой яркий пример – наш любимый поэт Александр Сергеевич Пушкин, который воспитывался няней. И её имя мы все знаем – Арина Родионовна. А вот имя матери поэта не на слуху. И ни одного стихотворения он ей не посвятил, зато о няне написано немало добрых и тёплых строк. И, кстати, вышедший из-под пера русского гения Евгений Онегин имел к умирающим родственникам вполне определённое отношение: «Но, Боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство полуживого забавлять…»

— Иными словами, если хочешь обеспечить себе спокойную старость, не бросай своих детей на чужие руки во младенчестве?

— Надо любить детей, жертвовать собой ради них. А токогда родители дряхлеют,те же дети начинают искать дом престарелых – сдать их с глаз долой. Это нравственная болезнь нашего общества. Это противоречит русской православной традиции. Эти дома престарелых, пансионаты придуманы на Западе. А сейчас ещё и разговоры об эвтаназии муссируются. Человек старенький, ему тяжело, давайте укольчик сделаем, пусть уйдёт без боли. А между тем, мы как люди православные, верующие, понимаем, что у Бога на каждого из нас свой промысел. В том числе и на того, кому предопределено ухаживать за больным родственником.

Мы не хотим дискомфорта для себя, не хотим напрягаться, трудитьсяи стараемся эту проблему спихнуть на государство, на общественные организации, на социальные службы, на кого угодно, лишь бы не мешали нашему комфорту.

— Это болезнь нашего времени?

— Думаю, да. Раньше люди жили по-другому. Очевидно, что изменился уклад жизни. Мы стали потребителями, в нас это закладывают, воспитывают с детства. Но это противоречит христианскому образу жизни. Все помнят слова из Евангелие: «Нет больше тойлюбви, как если кто положит душу свою за други своя». Душу – не обязательно жизнь. Это значит жертвовать силами, временем, любовь дарить. Оскудевает любовь в нас. Мы много сейчас говорим о любви, но по большому счёту её не имеем.

— Отец Тарасий, для чего человеку посылаются такие испытания?

— Мы в этой жизни учимся. Учимся любить, учимся терпеть. Без этого нет духовного роста, поэтому Господь посылает нам испытания. Вот, к примеру, ребёнок заболел. Как ты проявишь  себя? Хватит в тебе терпения и любви к нему? Преодолевая эту ситуацию, ты становишься духовно сильнее. Оказывается, то, что казалось невыносимым и трудным, от чего хотел избавиться, приносит тебе счастье. Удивительно,но забота о больных родственниках делает человека лучше и счастливее.

— Вы говорите об истории со счастливым концом. Но ведь бывает, что ухаживаешь за смертельно больным человеком. И ты понимаешь, что он умирает…

— Иными словами, зачем это делать, если конец понятен?Я уверен, что эти люди делают нас лучше, хотя нам очень не хочется выходить из зоны своего комфорта, нам неприятно видеть на улицах инвалидов и стариков.Но Господь посылает нам их, чтобы сердца наши оставались живыми.

— Как молиться в таких случаях и о чём молиться?

— Ну, конечно, человек всегда ждёт чуда. И надо помнить, что у Бога нет ничего невозможного. Люди исцеляются от тяжёлых, смертельных болезней, встают на ноги и живут ещё долго полной жизнью. Много чудес происходит в наше время вокруг нас. Поэтому надо просить Бога о чуде. Но нам как христианам нужно помнить, что наша земная жизнь – не конец, есть другая жизнь. Поэтому положиться на волю Божью и просить у Него сил перенести все испытания безропотно – это по-христиански. Нельзя допустить, чтобы Господь забрал человека в состоянии ропота, гнева на Бога.

— И в связи с этим другой вопрос. Как быть с неверующими родственниками, которые, страдая, оскорбляют Бога и твою веру, спрашивают: «Где твой Бог? Почему я так страдаю, а ему дела нет?» Что отвечать?

— Так тоже часто бывает. Но такие люди всю жизнь прожили без Бога, а теперь вспомнили и зовут, где Ты? Господь всегда протягивает руку, надо только суметь увидеть и ухватиться за неё. Для того, видимо, и скорби посылаются, чтобы мы, слепцы, прозрели и увидели, как Бог близко и как он, любя нас, не хочет для каждого из нас погибели, а хочет спасения всем.

Апостол Пётр сказал, что болящие плотью перестают грешить. Болеет человек,и у него нет сил грешить. А ведь неизвестно, что было бы с ним, будь он здоров? Мы не знаем, от чего отвёл его Господь. Страданиями в здешней жизни мы открываем себе путь в жизнь вечную. Иногда стоит поблагодарить Бога, что Он даёт нам возможность понести скорби и покаяться здесь, в этой жизни…

Святой ПаисийСвятогорец, сам болевший раком, говорил, что несколько лет страданий от рака дали ему больше, чем долгие годы жизни на Синае и на Афоне. И ещё говорил, что лекарство от рака есть, но раковая болезнь наполняет Рай смиренными страдальцами, и потому лекарство не открыто миру.

Но не всегда болезнь даётся за грехи. Помните, ученики спросили Иисуса о слепом юноше: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нём явились дела Божьи…» Бывает и так. Болезнь посылается, чтобы явиться славе Божьей на этом человеке.

А может быть, человек гордый и никак его по-другому не смирить. Господь как любящий отец, желая спасения для этого человека, посылает ему испытания и скорби. Человек начинает понимать, что не всё в этой жизни он может, что надо полагаться на Господа, просить Его о милости и помощи. Ведь он как думал?Я такой сильный, красивый, кузнец своего счастья и всегда таким буду… Но это не так. «Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увядают, друзи и искрении смертиюотъемлются», — это слова из акафиста Пресвятой Богородице перед Её иконами «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих радость».

Нужно помнить, что для любого человека и в любом возрасте возможно изменить свою жизнь кардинально. Разбойник из Евангелие всю жизнь грабил, убивал, а на кресте раскаялся. До последнего дыхания надо уповать на Бога.

Беседовала Виктория Липинская

 

 

 

Leave a Reply