Стр. 7 - 1

Упрощенная HTML-версия

указанную сумму не нашлось. Шли годы. Скончалась Екатерина II. И лишь в конце 18 века, благодаря стараниям колянина Андрея
Герасимова, император Павел 1 дал повеление о постройке каменной церкви. В августе 1807 года каменная кладка церкви была
завершена, а в январе 1817 года Благовещенская церковь была освящена и действовала вплоть до нападения на Колу англичан в августе
1854 года. После войны церковь вновь долго и трудно восстанавливали. Так как при пожаре в 1854 году сгорел 19-главый Воскресенский
собор (краса и гордость города), то обновленная Благовещенская церковь стала главным храмом в крае – соборной церковью.
В советские годы храмы и монастыри в России разрушали или закрывали, духовенство и мирян ссылали в лагеря и тюрьмы. Многие
приняли мученическую кончину. Эта чаша страданий не миновала и Колу. В ней было несколько храмов и часовен, но все они были
разрушены, как, например, Троицкая церковь на кладбище. Чудом уцелела (хотя на долгие годы и была закрыта) лишь Благовещенская
церковь.
С 1962 года в Церкви размещались школьные производственные мастерские. Все, что можно было выломать и вынести, — выбросили, а
купол и шатер обезглавили. В декабре 1984 года, после нескольких лет реставрационных работ в Церкви был открыт музей поморского
быта (филиал областного краеведческого музея). А в 1992 году по ходатайству верующих горожан храм был возвращен Русской
Православной Церкви и стал действующим.
И это ли не чудо, что сегодня, по прошествии более двух столетий нелегкой и трагичной судьбы храма Благовещения Пресвятой
Богородицы, мы имеем возможность молиться под его сводами, крестить в нем своих детей, провожать в последний путь почивших,
венчать любящих и благодарить за все Всемилостивого Господа!
Вообще история зарождения, строительства и процветания Колы тесно переплетена и неразрывна связана с историей Благовещенского
храма и православной миссии на севере России. До прихода русских на Кольской земле жили лопари (саамы), которые вплоть до 16 века
оставались язычниками, поклонялись солнцу, скалам и камням и приносили им жертвы. И неизвестно, как сложилась бы судьба этого
народа и последующих освоителей земель Крайнего Севера, если бы не поселился в начале 16 века на устье реки Кола соловецкий монах
Феодорит. Его роль в просвещении Кольских лопарей и проповеди веры Христовой неоценима. Феодорит жил скромно, праведно, в
постоянных трудах и молитве. Научившись говорить по-лопарски, настойчиво и вразумительно разъяснял лопарям смысл православной
веры, учение Христа, перевел на их язык основные молитвы, изобрел для них письменность. Молитвенное усердие и огромная
просветительская работа Феодорита Кольского дали свои плоды - жившие по Туломе и Коле лопари приняли крещение.
В 90-е годы 20 века в Коле возле моста через Тулому по инициативе известного мурманского писателя и общественного деятеля Виталия
Семеновича Маслова был поставлен поклонный крест в честь первого просветителя земли Кольской преподобного Феодорита.
У города есть ещё один покровитель и молитвенник – преподобный Варлаам Керетский. До своей трагедии и принятия монашества на
Соловках он был священником, служившим в Никольском храме Колы. Поморы почитали преподобного Варлаама как святого,
приходящего на помощь во время несчастий на море. По милости Божией, в 2001 году при бывшем градоначальнике Колы Анатолии
Кирилловиче Осипове епископом Мурманским и Мончегорским Симоном был совершен чин великого освящения храма, построенного