Стр. 32 - 1

Упрощенная HTML-версия

ЕРМОЛАЕВ Д.А. -
главный специалист
отдела НИиПАД
Государственного архива
Мурманской области
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ДЬЯКОНОВ –
ЗАБЫТОЕ ИМЯ В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ
В послесоветское время изучению истории православия на Кольском Севере уделялось большое внимание. Публиковались статьи,
выходили книги, защищались диссертации. Среди этих работ есть и те, что посвящены отдельным, наиболее выдающимся представителям
регионального духовенства. При этом, как ни странно, наиболее полно изучено, на сегодняшний день, далеко отстоящее от нас XVI
столетие. К жизни и деяниям святых подвижников земли Кольской Трифона Печенгского, Феодорита Кольского и Варлаама Керетского
исследователи обращались многократно. Достаточно вспомнить труды местных авторов И.Ф. Ушакова, игумена Митрофана (Баданина), а
так же московского специалиста В.В. Калугин
Из духовенства XVII века до сей поры внимания исследователей удостаивались лишь
монахи Кольско-Печенгского и Кандалакшского монастырей, Кольский священник Алексей Симонов и Пазрецкий иерей Симеон
Борисо
. Среди множества подвизавшихся в нашем крае церковных деятелей второй половины XIX века, относительно изучены лишь
биографии просветителей лопарей священников Георгия Терентиева и Константина Щеколдин
Немалый объём информации о сложных,
порой трагических судьбах священников, причетников, монашествующих ХХ столетия, содержится в работах Ю.П. Бардилевой и О.В.
Грашевско
Однако Кольское духовенство XVIII и первой половины XIX веков до сих пор изучено слабо. Эта статья, посвящённая
замечательному пастырю, протоиерею Иоанну Дьяконову, призвана восполнить одну из существующих лакун.
1
См. Ушаков И.Ф. Феодорит, креститель лопи // Север, 1993. - № 1. – С. 150-160; Иеромонах Митрофан (Баданин) Блаженный Феодорит Кольский, просветитель
лопарей: Ист. материалы к прославлению и написанию жития. – Мурманск: Изд. Мурманской и Мончегорской епархии, 2002; Митрофан (Баданин), иеромонах.
Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. – Мурманск, 2003;
Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию жития. – СПб, Мурманск: Ладан, 2007; Калугин В.В. Андрей
Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя. – М.: Языки русской культуры, 1998; Калугин В.В. Житие
Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. – М.: Древлехранилище, 2009.
2
См. Кучинский М.Г. Миссия Алексея Симонова // Этнографическое обозрение. – 1998. - № 6; Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII веках:
исследования и материалы. – (На правах рукописи). – Мурманск, 2009.
3
См. Ушаков И.Ф. Отец Георгий // Комсомолец Заполярья. – 1991, 18 мая; Ушаков И.Ф. Лопарский пастырь // Полярная правда. – 1992, 7 июля; Ушаков И.Ф. Жизнь
посвятивший лопарям // Полярная правда. – 1995, 15 сентября; Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии / Автор-составитель В.А. Мацак. – Мурманск, 2005.
4
См. Бардилева Ю.П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети ХХ века. Дисс… канд. ист. наук. – Мурманск, 2000; Грашевская О.В.
Политика советского государства в отношении Русской православной церкви в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти (на материалах Мурманской области). Дисс…
канд. ист. наук. – Мурманск, 2005.